УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
23.04.2007 N 29

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА ДОМУ
И В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИЦ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(в ред. постановлений Минобразования от 24.08.2007 N 45,
от 31.12.2009 N 77, от 12.07.2010 N 77)

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция о порядке организации обучения и воспитания на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития (далее - Инструкция) определяет порядок организации обучения и воспитания на дому лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования (далее - обучение на дому), и порядок организации обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения (далее - обучение в условиях организаций здравоохранения).
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обучение лиц с особенностями психофизического развития (далее - обучающиеся) на дому и в условиях организаций здравоохранения может осуществляться на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
3. Обучение на дому и в условиях организаций здравоохранения организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, регулирующими деятельность учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, и специальных учреждений образования, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иными актами законодательства, настоящей Инструкцией.
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Организация обучения на дому и в учреждениях здравоохранения осуществляется по соответствующим учебным планам специальных учреждений образования и учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития на текущий учебный год, утверждаемым в установленном порядке (далее - специальные учебные планы), и учебным программам.
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть исключена. - Постановление Минобразования от 31.12.2009 N 77.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Оплата труда педагогических работников, осуществляющих обучение на дому и в условиях организаций здравоохранения, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6. При организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения контроль за результатами учебной деятельности и развитием обучающихся, содержанием образовательного процесса осуществляет руководитель (заместитель руководителя по основной деятельности) учреждения образования, организующего обучение на дому и в условиях организаций здравоохранения.

Глава 2
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

7. Решение об обучении на дому принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа на основании следующих документов:
на уровнях получения дошкольного, общего базового, общего среднего образования:
заявления законных представителей обучающегося;
заключения врачебно-консультационной комиссии (далее - ВКК);
(в ред. постановления Минобразования от 12.07.2010 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР);
на уровне получения профессионально-технического образования:
заявления обучающегося или законных представителей обучающегося;
заключения ВКК или заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее - МРЭК) для лиц, признанных детьми-инвалидами или инвалидами.
(в ред. постановлений Минобразования от 31.12.2009 N 77, от 12.07.2010 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Перечень медицинских показаний для обучения и воспитания на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
(п. 8 в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка на дому организуется по учебным специальностям (профессиям) в соответствии с перечнем учебных специальностей (профессий), по которым может осуществляться на дому профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, определяемом совместно Министерством образования Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка на дому осуществляется при возможности обеспечения обучающегося необходимыми средствами обучения (материалами, инструментами, оборудованием, механическими и электронно-вычислительными машинами и др.).
10. Обучение на дому организуется:
на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего образования - государственным аккредитованным учреждением образования по месту жительства обучающегося или учреждением образования, где он обучался до возникновения медицинских показаний для обучения на дому;
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
на уровне профессионально-технического образования - государственным аккредитованным учреждением, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, осуществляющим обучение по показанной профессии и максимально приближенным к месту жительства обучающегося.
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Сроки обучения на дому зависят от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы, уровня получаемого образования и регламентируются специальными учебными планами, но не могут превышать сроков, установленных законодательством.
12. Расписание уроков (занятий) составляется на основании специальных учебных планов, обсуждается с законными представителями и утверждается руководителем учреждения образования, осуществляющего обучение на дому.
13. Уроки (занятия) на дому проводятся не менее трех раз в неделю.
14. С целью максимально возможного преодоления изоляции обучающихся, их социализации, формирования навыков общения, расширения социальных контактов обучение на дому может организовываться в следующих формах:
индивидуального обучения в условиях семьи;
индивидуального обучения в ЦКРОиР;
комбинированного обучения в условиях семьи и учреждения образования.
15. Индивидуальное обучение в условиях семьи предполагает проведение с обучающимися в условиях семьи уроков (занятий) по специальному учебному плану.
Учреждение образования, организующее обучение на дому, в зависимости от состояния здоровья ребенка (но, как правило, не реже 1 раза в месяц) может включать обучающегося во внеучебные мероприятия, социальную реабилитацию, коррекционно-развивающие занятия, проводимые в учреждении образования.
16. Индивидуальное обучение в ЦКРОиР организуется по учебному плану специальных учреждений образования и учреждений образования общего типа, которые создали условия для получения образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с обучающимися, имеющими выраженные и резко выраженные нарушения жизнедеятельности, приводящие к постоянной их зависимости от лиц, осуществляющих уход за ними.
Индивидуальное обучение в ЦКРОиР предполагает проведение индивидуальных уроков (занятий) с обучающимся в условиях ЦКРОиР, а также может чередоваться с индивидуальным обучением в условиях семьи.
17. Комбинированное обучение предполагает сочетание обучения в условиях семьи и в учреждении образовании и может осуществляться через:
включение обучающегося в отдельные уроки (занятия) класса (группы), в список которого (которой) он внесен;
сочетание индивидуального обучения в семье и индивидуального обучения в учреждении образования.
18. Форма организации обучения на дому зависит от состояния здоровья обучающегося, желания законных представителей, возможностей учреждения образования, учитывается при составлении расписания и рекомендуется ЦКРОиР.
19. Продолжительность урока (занятия) на дому зависит от состояния здоровья обучающегося и составляет:
на уровне получения дошкольного образования - 20 - 35 минут;
на уровнях получения общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования - 35 - 45 минут.
20. Учреждение образования, осуществляющее обучение на дому, организует психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения на дому: проводит оценку социальной ситуации развития, разрабатывает рекомендации по максимальному приспособлению среды жизнедеятельности к особенностям развития обучающегося, анализирует эффективность и вносит изменения в индивидуальные программы сопровождения, осуществляет мониторинг успешности протекания процессов обучения и развития, организует социальное взаимодействие обучающихся.
21. Учреждение образования обеспечивает обучающихся учебниками, учебными пособиями, иными учебными изданиями и по возможности необходимыми средствами обучения в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Обеспечение обучающихся школьно-письменными принадлежностями осуществляется законными представителями.
22. Сведения об обучающихся на дому вносятся в классный журнал (журнал группы детского сада, журнал учета теоретического и производственного обучения), оформление которого осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его ведению.
Учет проведенных на дому уроков (занятий) ведется педагогическим работником в отдельном журнале учета обучения на дому по форме согласно приложению к Инструкции о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 67, 8/15871).
Результаты учебной деятельности из журнала учета обучения на дому вносятся педагогическим работником, осуществляющим обучение по учебному предмету, в классный журнал один раз в четверть (триместр).
23. Организационно-методическую помощь по вопросам обучения на дому учреждению образования оказывают:
на уровнях получения дошкольного, общего базового, общего среднего образования - специалисты ЦКРОиР;
на уровне получения профессионально-технического образования - учреждения, структурные подразделения учреждений, осуществляющие научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования.
24. Обучение на дому на уровне получения дошкольного образования, 1-й ступени общего среднего образования, а также обучение по учебным планам и программам 1-го и 2-го отделения вспомогательной школы осуществляют педагогические работники, имеющие высшее педагогическое (дефектологическое) образование.
25. Обучение на дому обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляют педагогические работники центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с высшим педагогическим (дефектологическим) образованием. В случае отсутствия районного (городского) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства обучающегося обучение осуществляют учителя общеобразовательных учреждений или учителя специальных учреждений образования, имеющие дефектологическое образование.
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
26. Обучение на дому на 2-й и 3-й ступенях общего среднего образования и на уровне получения профессионально-технического образования осуществляют педагогические работники, прошедшие, как правило, курсовую подготовку (повышение квалификации) по работе с детьми с особенностями психофизического развития.
27. Порядок аттестации, перевода, организации выпускных (выпускных квалификационных) экзаменов и выпуска обучающихся на дому, осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
28. По завершении обучения на дому обучающимся, успешно прошедшим аттестацию, выдается соответствующий документ об образовании.

Глава 3
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

29. Решение об обучении в условиях организации здравоохранения принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого находится организация здравоохранения, на основании сведений, подаваемых этой организацией здравоохранения.
30. Обучение в условиях организации здравоохранения осуществляется соответствующим аккредитованным учреждением образования по месту нахождения организации здравоохранения.
Учреждение образования обеспечивает обучающихся учебниками, учебными пособиями, иными учебными изданиями.
Обеспечение учащихся школьно-письменными принадлежностями осуществляется законными представителями.
31. Организации здравоохранения в соответствии с требованиями санитарных правил, норм и гигиенических нормативов создают условия для организации учебного процесса.
32. При обучении в организациях здравоохранения может использоваться групповая или индивидуальная формы обучения.
33. Группа формируется при наличии от 3 до 10 обучающихся одного года обучения или смежных годов обучения.
Если по состоянию здоровья одного или нескольких обучающихся объединение в группу (класс) невозможно, то обучение проводится индивидуально.
34. Продолжительность урока (занятия) с обучающимися в условиях организаций здравоохранения - не более 35 минут.
35. Расписание уроков (занятий) согласовывается с лечащим врачом и утверждается руководителем учреждения образования, осуществляющего обучение.
36. Решение о сроке начала обучения в условиях организации здравоохранения принимается лечащим врачом. Информация о лицах с особенностями психофизического развития (фамилия, имя, отчество, класс), нуждающихся в организации обучения, направляется лечащим врачом в тот же день в управление (отдел) образования по месту нахождения организации здравоохранения.
37. В случае нахождения обучающегося в инфекционной больнице (отделении) уроки (занятия) не организуются.
38. Обучающиеся с тяжелыми и прогрессирующими формами заболеваний, а также перенесшие сложные операции на жизненно важных органах, находящиеся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, по рекомендациям лечащего врача и педагогических работников, которые осуществляют их обучение, и по согласованию с законными представителями обучающихся могут переводиться на облегченный (щадящий) режим обучения (освобождение от уроков (занятий) по некоторым учебным предметам, сокращение продолжительности уроков (занятий).
39. Для обучающихся 1-го и 2-го курсов учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, обучающихся на основе общего базового образования по программам профессионально-технического образования с одновременным получением общего среднего образования в условиях организаций здравоохранения организуются занятия по предметам общеобразовательного компонента соответствующего учебного плана.
(в ред. постановления Минобразования от 31.12.2009 N 77)
(см. текст в предыдущей редакции)
40. Учет уроков (занятий), проведенных в условиях организации здравоохранения, ведется педагогическим работником в классном журнале (журнале группы детского сада), оформление которого осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его ведению, и который хранится в учреждении образования, осуществляющем организацию обучения в учреждении здравоохранения.
41. При выписке из организации здравоохранения обучающимся выдается ведомость отметок из классного журнала за период обучения в организации здравоохранения, подписанная руководителем учреждения образования, осуществляющего обучение в условиях организации здравоохранения.

 

 

Приложение
Исключено. - Постановление Минобразования от 31.12.2009 N 77.
(см. текст в предыдущей редакции)

 

blind

Поиск по сайту
Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 295 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr