ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 сентября 2010 г. N 635

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 29 МАЯ 2009 Г. N 674

На основании подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Внести в главу 2 Норм оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. N 674 "Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений", следующие изменения и дополнения:
пункты 2.1 и 2.2 изложить в следующей редакции:

"2.1. Оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебному предмету "Русский язык" в общеобразовательных учреждениях с русским (белорусским) языком обучения

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены требованиями учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету "Русский язык".
В соответствии с заданным содержанием и объемом языковых и коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков контролю и оценке подлежат:
уровень усвоения теоретического материала;
уровень сформированности учебно-языковых умений и навыков;
орфографическая и пунктуационная грамотность;
уровень сформированности коммуникативно-речевых умений и навыков.

Оценка устного ответа

При оценке ответа учитываются:
1) степень осознанности изученного материала;
2) подтверждение теоретических сведений примерами;
3) точность изложения учебного материала;
4) правильность речи.

Критерии и показатели оценки устного ответа


Балл


Осознанность

Подтверждение
теоретических
сведений
примерами

Точность
изложения
учебного
материала


Правильность
речи

1

Называет фрагменты
изученного
материала (правило,
определение)

Примеры
привести не
может

При
воспроизведении
фрагментов
материала
делает ошибки,
искажающие
смысл

Делает
многочисленные
речевые ошибки
<*>

2

Воспроизводит
учебный материал
фрагментарно,
объяснить что-либо
не может

Примеры
привести не
может

При
фрагментарном
воспроизведении
материала
делает ошибки

Делает
многочисленные
речевые ошибки,
не исправляет
при указании на
них

3

Демонстрирует
механическое
запоминание большей
части правила,
определения,
затрудняется
что-либо объяснить

В приведении
примеров
затрудняется

При
формулировке
правил,
определении
понятий делает
ошибки, которые
не может
исправить при
указании на них

Делает
многочисленные
речевые ошибки,
которые не может
исправить при
указании на них

4

Неосознанно
воспроизводит
учебный материал,
не может обосновать
свои суждения

В приведении
большей части
примеров
затрудняется

При
формулировке
правил,
определении
понятий делает
ошибки, которые
не может
исправить при
указании на них

Делает
многочисленные
речевые ошибки,
которые
исправляет при
помощи учителя

5

Объясняет отдельные
положения
изученного
материала

Приводит
примеры из
учебника

При
формулировке
правил,
определении
понятий
допускает
ошибки, которые
не может
исправить при
указании на них

Делает отдельные
речевые ошибки,
которые
исправляет
самостоятельно
или с помощью
наводящих
вопросов
учителя.
<**> Делает
речевые ошибки,
которые
исправляет с
помощью учителя

6

Демонстрирует
понимание основных
положений
изученного
материала

Приводит
примеры из
учебника

При изложении
теоретического
материала
допускает
несущественные
ошибки, которые
исправляет при
помощи учителя

Делает отдельные
речевые ошибки,
которые
самостоятельно
исправляет.
<**> Делает
речевые ошибки,
которые
исправляет с
помощью
наводящих
вопросов учителя

7

Знает и осознанно
излагает учебный
материал в целом

Приводит
примеры из
учебника

При
формулировке
правил,
определении
понятий
допускает
несущественные
ошибки, которые
исправляет с
помощью
наводящих
вопросов
учителя

Допускает
отдельные
речевые
недочеты.
<**> Делает
отдельные
речевые ошибки,
которые
исправляет с
помощью
наводящих
вопросов учителя

8

Демонстрирует
полное понимание
учебного материала

Приводит
примеры из
учебника, а
также единичные
примеры,
подобранные
самостоятельно

При
формулировке
правил,
определении
понятий
допускает
несущественные
ошибки, которые
самостоятельно
исправляет

Допускает
единичные
речевые
недочеты.
<**> Делает
отдельные
речевые ошибки,
которые
самостоятельно
исправляет при
указании на них

9

Излагает учебный
материал четко и
логично,
демонстрирует
высокую степень
осознанности

Приводит
примеры как из
учебника, так и
подобранные
самостоятельно

Точно
воспроизводит
определения и
правила

Допускает
единичные и
незначительные
речевые
недочеты.
<**> Делает
отдельные
речевые ошибки,
которые
исправляет
самостоятельно
при указании на
них

10

Излагает учебный
материал свободно,
с высокой степенью
осознанности и
аргументированности

Теоретические
сведения
иллюстрирует
примерами как
из учебника,
так и
подобранные
самостоятельно

Точно
воспроизводит
определения и
правила

Не допускает
речевых
недочетов.
<**> Делает
единичные
речевые ошибки,
которые
исправляет
самостоятельно

Примечания:
<*> Перечень речевых ошибок приведен в части "Оценивание изложений и сочинений".
<**> Для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения.

 

Орфографическая и пунктуационная грамотность


КонсультантПлюс: примечание.
В связи с невозможностью отображения по техническим причинам текст, выделенный в оригинале жирным шрифтом, заключен в квадратные скобки "[...]".


Оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью письменных работ - обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ следует учитывать ошибки орфографические (ошибки в написании слов) и пунктуационные (ошибки в постановке знаков препинания).
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые, негрубые, повторяющиеся, однотипные орфографические ошибки.
Грубыми считаются орфографические ошибки:
на изученные правила: ма[шы]на (вместо ма[ши]на), ове[чь]ка (вместо ове[чк]а), л[и]сник (вместо л[е]сник), ска[с]ка (вместо ска[з]ка), читае[ш] (вместо читае[шь]), ро[ж] (вместо ро[жь]), [па]белка (вместо [по]белка), [не]читал (вместо [не] читал), ката[тс]я (вместо ката[ть]ся) и др.;
в написании изученных словарных слов: б[и]рёза (вместо б[е]рёза), кла[с] (вместо кла[сс]).
Несколько ошибок в одном словарном слове считаются за одну ошибку (м[а]л[а]ко вместо м[о]л[о]ко).
Два исправления на месте изученной орфограммы считаются за 1 негрубую ошибку.
К негрубым относятся орфографические ошибки:
при переносе слов;
графические ошибки и описки (замена одной буквы другой - с[п]олб вместо с[т]олб; перестановка букв - те[рт]радь вместо те[тр]адь; повторение одной и той же буквы в слове - д[оо]м вместо д[о]м; повторение одного и того же слога - бежа[жа]ть вместо бежать; пропуск буквы в слове - мшина вместо м[а]шина);
отражение на письме вместо букв [е], [ё], [ю], [я] их звукового значения ([йа]блоня вместо [я]блоня, по[йу]т вместо по[ю]т);
в написании безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, безударных личных окончаний глаголов (касается только IV класса). Во II - III классах ошибки на перечисленные правила исправляются, но не учитываются.
Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
Повторяющимися являются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или формах этого же слова: уч[и]ник - с уч[и]никами - уч[и]ники вместо уч[е]ник - с уч[е]никами - уч[е]ники; х[а]дитъ - х[а]дил - х[а]жу вместо х[о]дить - х[о]дил - х[о]жу.
Повторяющиеся ошибки независимо от их количества считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом слове с допущенной ошибкой, но на поля выносятся только один раз - в первом слове с ошибкой.
Однотипными являются ошибки на одно и то же правило в разных словах: з[и]мля (вместо з[е]мля), з[и]мляника (вместо з[е]мляника), б[и]жатъ (вместо б[е]жать), б[и]гун (вместо б[е]гун) - на правописание безударных гласных в корне слова; вюга (вместо в[ь]юга), крыля (вместо крыл[ь]я) - на правописание слов с разделительным [ь].
Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.
Написание белорусского [i] вместо русского [и] (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки.
Грубые пунктуационные ошибки:
пропуск знака препинания в конце предложения;
пропуск запятой между однородными членами предложения.
Негрубые пунктуационные ошибки:
постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений, после обращения;
пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;
постановка точки в заглавии текста.
Негрубая ошибка обозначается на полях условным знаком: орфографическая - I (н), пунктуационная - V (н).
При наличии в работе 1 - 2 исправлений на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок - отметка не снижается; 3 - 7 исправлений - отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений - на 2 балла.

Обучающие классные и домашние работы

При оценивании обучающих классных и домашних работ, которые проводятся в письменной форме, в количественный показатель ошибок включаются суммарно все орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Оценка обучающих классных и домашних работ

Балл

Количество ошибок

1

более 7 ошибок

2

7 ошибок

3

6 ошибок

4

5 ошибок

5

4 ошибки

6

3 ошибки

7

2 ошибки

8

1 ошибка

9

1 негрубая ошибка

10

0 ошибок, допускается 1 - 2 исправления на месте негрубых
ошибок

Письменные контрольные работы

Контрольными письменными работами являются: контрольное списывание, контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольный словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест.
Объемы и количество всех видов контрольных работ по классам регламентируются Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
Контрольное списывание применяется в I - II классах и в баллах не оценивается.
Контрольный диктант - способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные), близкие по тематике и понятные по лексике учащимся начальных классов. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила. В диктант включаются простые по структуре предложения, состоящие из 2 - 8 слов. Слова с неизученными орфограммами выписываются на доске (допускается не более 3 таких слов).
Объем текста контрольного диктанта должен соответствовать требованиям Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
При подсчете слов в тексте диктанта учитываются заголовок, служебные части речи (предлоги, частицы, союзы) и все самостоятельные части речи.

Оценка контрольного диктанта

Балл

Количество ошибок

1

более, чем на 2 балла

2

0/9 <*>, 1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3,
6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0

3

0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0,
6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0

4

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1

5

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1

6

0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1

7

0/3, 1/2, 2/0, 2/1

8

2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1

9

0/1 или 1 негрубая орфографическая ошибка

10

0/0, допускается 1 - 2 исправления на месте негрубых ошибок

Примечание.
<*> В числителе - количество орфографических ошибок, в знаменателе - пунктуационных.

Контрольный диктант с грамматическим заданием состоит из диктанта и грамматического задания (не более 3 заданий). В качестве грамматических используются фонетические, морфологические, синтаксические, лексические задания и т.п.
За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки: одна - за диктант, другая - за грамматическое задание. Обе отметки выставляются по русскому языку в одну графу классного журнала: 8/7.

 

Оценка грамматического задания

Балл

Степень выполнения задания

1

Выполнены все задания, допущены 8 ошибок, или выполнены 2
задания, допущены 5 ошибок, или выполнено 1 задание, допущены
2 ошибки

2

Выполнены все задания, допущены 7 ошибок, или выполнены
2 задания, допущены 4 ошибки, или выполнено 1 задание, допущена
1 ошибка

3

Выполнены все задания, допущены 6 ошибок, или выполнены 2
задания, допущены 3 ошибки, или выполнено 1 задание без ошибок

4

Выполнены все задания, допущены 5 ошибок или выполнены
2 задания, допущены 2 ошибки

5

Выполнены все задания, допущены 4 ошибки или выполнены
2 задания, допущена 1 ошибка

6

Выполнены все задания, допущены 3 ошибки или выполнены
2 задания без ошибок

7

Выполнены все задания, допущены 2 ошибки

8

Выполнены все задания, допущена 1 ошибка

9

Выполнены все задания без ошибок, допущено 1 - 2 исправления

10

Выполнены все задания без ошибок и исправлений

Примечания:
1. Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, включаются в число ошибок за диктант.
2. Объем текста контрольного диктанта с грамматическим заданием сокращается на 10 слов.

Контрольный словарный диктант проводится с целью проверки усвоения правописания изученных слов с непроверяемыми орфограммами.

Оценка контрольного словарного диктанта

Балл

Количество ошибок

1

8 и более ошибок

2

7 ошибок

3

6 ошибок

4

5 ошибок

5

4 ошибки

6

3 ошибки

7

2 ошибки

8

1 ошибка

9

0 ошибок, 1 - 2 исправления на месте негрубых
ошибок

10

0 ошибок, без исправлений

Контрольная работа по теме (тематический контроль) - способ проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной грамматической теме. Она может проводиться в форме тематической контрольной работы или в форме тематического теста.
Тематическая контрольная работа должна содержать 5 заданий, которые в полной мере охватывают основное содержание конкретной изученной темы.
Тематический тест по изученной грамматической теме должен включать 5 тестовых заданий, соответствующих пяти уровням усвоения учебного материала.
На выполнение контрольной работы по теме (тематический контроль) отводится 15 - 20 минут урока.

Оценка тематической контрольной работы



Балл

Объем и правильность выполнения задания

Выполнены все
задания и
допущено

Выполнены
4 задания и
допущено

Выполнены
3 задания и
допущено

Выполнены
2 задания и
допущено

Выполнено
1 задание и
допущено

1

более 8 ошибок

более
6 ошибок

более
5 ошибок

более
4 ошибок

более
3 ошибок

2

8 ошибок

6 ошибок

4 - 5 ошибок

3 - 4 ошибки

2 - 3 ошибки

3

7 ошибок

5 ошибок

3 ошибки

2 ошибки

1 ошибка

4

6 ошибок

4 ошибки

2 ошибки

1 ошибка

без ошибок

5

5 ошибок

3 ошибки

1 ошибка

без ошибок

-

6

4 ошибки

2 ошибки

без ошибок

-

-

7

3 ошибки

1 ошибка

-

-

-

8

2 ошибки

без ошибок

-

-

-

9

1 ошибка

-

-

-

-

10

без ошибок

-

-

-

-

Оценка тематического теста

Тематический тест оценивается по шкалам оценки теста (шкалы 1, 2).

Шкалы оценки тематического теста

Шкала 1

Номер задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

 

Суммарный максимальный балл за выполнение всех
заданий - 30

Шкала 2

Количество баллов,
полученных учащимися

Отметка по десятибалльной шкале оценки
результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2

2

3 - 5

3

6 - 8

4

9 - 11

5

12 - 14

6

15 - 18

7

19 - 23

8

24 - 28

9

29 - 30

10

Каждое задание тематического теста оценивается по шкале 1. Все баллы суммируются. Суммарное количество баллов переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
Если задание выполнено частично, то доля правильно выполненного задания вычисляется по отношению к максимальному количеству балла данного задания. Все баллы суммируются. В случае получения нецелого числа проводится его округление в установленном порядке. Суммарный балл переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.

Оценка коммуникативно-речевых умений и навыков

Уровень владения коммуникативно-речевыми умениями и навыками проявляется в учебной деятельности учащихся по воспроизведению авторских текстов и созданию собственных высказываний на определенную тему, по серии картинок. Результатом данной деятельности являются различного вида изложения и сочинения.

Оценивание изложений и сочинений

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учетом двух параметров: а) содержание, б) грамотность.
Содержание изложений и сочинений оценивается с учетом следующих критериев:
соответствие теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
логичность и последовательность изложения фактического материала;
наличие или отсутствие речевых ошибок.
Содержательными (текстовыми) ошибками считаются:
несоответствие содержания текста обозначенной в заголовке теме;
нераскрытие основной мысли;
нарушение логичности, последовательности развития мысли в тексте;
наличие речевых ошибок.
Речевые ошибки - это ошибки, связанные с нарушением требований качества речи, ее точности, чистоты, богатства, уместности.
К речевым ошибкам относятся:
необоснованное повторение одного и того же слова (Котенок сидел на дереве. Котенок жалобно мяукал. Котенок не мог спуститься вниз.);
необоснованное употребление рядом однокоренных слов (В лесу лесник нашел редкий цветок);
употребление слова в неточном значении (Услышать обидчивые слова вместо обидные слова);
употребление диалектных слов и просторечий (транвай вместо трамвай; лаболатория вместо лаборатория);
нарушение общепринятой сочетаемости слов (покласть на стол вместо положить на стол);
неправильное образование и употребление форм склонения, спряжения (нет чулков вместо нет чулок; к ей пришла подруга вместо к ней пришла; давай побегим на речку вместо побежим на речку; новое платье красивше старого вместо красивее старого; злой собака вместо злая собака);
ошибки в словообразовании (куст розы вымерзнул вместо вымерз);
нарушение границ предложений (Во дворе дети играли в снежки. И весело смеялись.);
отсутствие красной строки.
Каждая речевая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество речевых ошибок округляется в пользу ученика.
Количество содержательных и речевых ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за содержание изложения или сочинения.
Грамотность изложений и сочинений оценивается с учетом наличия или отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. Все орфографические и пунктуационные ошибки исправляются.
Количество орфографических и пунктуационных ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за грамотность.
За изложения и сочинения выставляются две отметки: 9/8 (9 - за содержание, 8 - за грамотность).

Оценка изложения и сочинения


Балл


Полнота раскрытия темы и
основной мысли

Ошибки

Содержательные и
речевые

Орфографические и
пунктуационные

1

Текст не завершен. Тема и
основная мысль не раскрыты

Ошибок более, чем
на 2 балла

Ошибок более, чем
на 2 балла

2

Текст написан, но тема и
основная мысль не раскрыты
или раскрыты частично

3/3 <*>, 3/4, 3/5

8/0 <**>, 8/1, 7/2,
7/3, 6/4, 5/5, 4/6,
3/7

3

Тема раскрыта частично.
Основная мысль не
прослеживается

3/0, 3/1, 3/2

7/0, 7/1, 6/2, 6/3,
5/4, 4/5, 3/6, 2/7

4

Тема и основная мысль
раскрыты частично

2/3, 2/4, 2/5

6/0, 6/1, 5/2, 5/3,
4/4, 3/5, 2/6

5

Тема и основная мысль в целом
раскрыты

2/0, 2/1, 2/2

5/0, 5/1, 4/2, 4/3,
3/4, 2/5, 1/6

6

Тема и основная мысль в целом
раскрыты

1/2, 1/3, 1/4

4/0, 4/1, 3/2, 3/3,
2/4, 1/5, 0/6

7

Тема и основная мысль
раскрыты

0/4, 1/0, 1/1,
0/5 <***>

3/0, 3/1, 2/2, 2/3,
0/5, 1/4

8

Тема и основная мысль
раскрыты полностью

0/3, 0/4 <***>

2/0, 2/1, 1/2, 1/3,
0/4

9

Тема и основная мысль
раскрыты полностью

0/1, 0/2, 0/3
<***>

1/0, 1/1, 0/1, 0/2,
0/3

10

Тема и основная мысль
раскрыты полностью

0/0, 0/1 <***>,
0/2 <***>

0/0, 1 негрубая

Примечания:
<*> В числителе - количество ошибок содержательного характера, в знаменателе - количество речевых ошибок.
<**> В числителе - количество орфографических ошибок, в знаменателе - пунктуационных.
<***> Для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения.

При наличии в работе 1 - 3 исправлений на месте негрубых ошибок - отметка не снижается; 4 - 7 исправлений - отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений - на 2 балла.

2.2. Оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебному предмету "Белорусский язык" в общеобразовательных учреждениях с белорусским (русским) языком обучения

Плануемыя вынiкi навучання ў прадметна-дзейнаснай форме вызначаны патрабаваннямi вучэбнай праграмы да ўзроўню падрыхтоўкi вучняў па вучэбным прадмеце "Беларуская мова".
У адпаведнасцi са зместам i аб'ёмам моўных i маўленча-камунiкатыўных ведаў, уменняў i навыкаў кантролю i ацэнцы належаць:
узровень засваення тэарэтычнага матэрыялу;
узровень сфармiраванасцi вучэбна-моўных уменняў i навыкаў;
арфаграфiчная i пунктуацыйная пiсьменнасць;
узровень сфармiраванасцi маўленча-камунiкатыўных уменняў i навыкаў.

Ацэнка вуснага адказу

Пры ацэнцы адказу вучня ўлiчваюцца:
1) ступень усвядомленасцi вывучанага матэрыялу;
2) пацвярджэнне тэарэтычных звестак прыкладамi;
3) дакладнасць узнаўлення фактычнага матэрыялу;
4) правiльнасць маўлення.

Крытэрыi i паказчыкi ацэнкi вуснага адказу


Бал


Усвядомленасць

Пацвярджэнне
тэарэтычных
звестак
прыкладамi

Дакладнасць
узнаўлення
фактычнага
матэрыялу


Правiльнасць
маўлення

1

Называе фрагменты
вывучанага
матэрыялу
(правiла,
азначэнне)

Прыклады
прывесцi не
можа

Пры ўзнаўленнi
фрагментаў
матэрыялу робiць
памылкi, якiя
скажаюць сэнс

Робiць шматлiкiя
маўленчыя памылкi
<*>

2

Узнаўляе вучэбны
матэрыял
фрагментарна,
растлумачыць што-
небудзь не можа

Прыклады
прывесцi не
можа

Пры фрагментарным
узнаўленнi
матэрыялу робiць
памылкi

Робiць шматлiкiя
маўленчыя
памылкi, не
выпраўляе пры
ўказаннi на iх

3

Паказвае
механiчнае
запамiнанне
большай часткi
правiла,
азначэння,
сутыкаецца з
цяжкасцямi што-
небудзь
растлумачыць

Пры
прывядзеннi
прыкладаў
сутыкаецца з
цяжкасцямi

Пры фармулёўцы
правiлаў,
азначэннi
паняццяў робiць
памылкi, якiя не
можа выправiць
пры ўказаннi
на iх

Робiць шматлiкiя
маўленчыя памылкi,
якiя не можа
выправiць пры
ўказаннi на iх

4

Неўсвядомлена
ўзнаўляе вучэбны
матэрыял, не можа
абгрунтаваць свае
меркаваннi

Пры
прывядзеннi
большай
часткi
прыкладаў
сутыкаецца з
цяжкасцямi

Пры фармулёўцы
правiлаў,
азначэннi
паняццяў робiць
памылкi, якiя не
можа выправiць
пры ўказаннi
на iх

Робiць шматлiкiя
маўленчыя памылкi,
якiя выпраўляе з
дапамогай
настаўнiка

5

Тлумачыць асобныя
палажэннi
вывучанага
матэрыялу

Прыводзiць
прыклады з
падручнiка

Пры фармулёўцы
правiлаў,
азначэннi
паняццяў робiць
памылкi, якiя не
можа выправiць
пры ўказаннi
на iх

Робiць асобныя
маўленчыя
памылкi, якiя
выпраўляе
самастойна цi з
дапамогай пытанняў
настаўнiка.
<**> Робiць
маўленчыя памылкi,
якiя выпраўляе з
дапамогай пытанняў
настаўнiка

6

Паказвае разуменне
асноўных
палажэнняў
вывучанага
матэрыялу

Прыводзiць
прыклады з
падручнiка

Пры ўзнаўленнi
тэарэтычнага
матэрыялу
дапускае
неiстотныя
памылкi, якiя
выпраўляе з
дапамогай
настаўнiка

Робiць асобныя
маўленчыя памылкi,
якiя самастойна
выпраўляе.
<**> Робiць
маўленчыя памылкi,
якiя выпраўляе з
дапамогай пытанняў
настаўнiка

7

Ведае i
ўсвядомлена
выкладае вучэбны
матэрыял у цэлым

Прыводзiць
прыклады з
падручнiка

Пры фармулёўцы
правiлаў,
азначэннi
паняццяў дапускае
неiстотныя
памылкi, якiя
выпраўляе з
дапамогай
пытанняў
настаўнiка

Дапускае асобныя
маўленчыя
недахопы.
<**> Робiць
асобныя
маўленчыя памылкi,
якiя выпраўляе з
дапамогай пытанняў
настаўнiка

8

Паказвае поўнае
разуменне
вучэбнага
матэрыялу

Прыводзiць
прыклады з
падручнiка,
а таксама
адзiнкавыя
прыклады,
падабраныя
самастойна

Пры фармулёўцы
правiлаў,
азначэннi
паняццяў дапускае
неiстотныя
памылкi, якiя
самастойна
выпраўляе

Дапускае
адзiнкавыя
маўленчыя
недахопы.
<**> Робiць
асобныя маўленчыя
памылкi, якiя
самастойна
выпраўляе пры
ўказаннi на iх

9

Выкладае вучэбны
матэрыял дакладна
i лагiчна,
дэманструе высокую
ступень
усведамлення

Прыводзiць
прыклады як
з падручнiка,
так i
падабраныя
самастойна

Дакладна
ўзнаўляе
азначэннi i
правiлы

Дапускае
адзiнкавыя i
нязначныя
маўленчыя
недахопы.
<**> Робiць
асобныя маўленчыя
памылкi, якiя
выпраўляе
самастойна пры
ўказаннi на iх

10

Выкладае вучэбны
матэрыял свабодна,
з высокай ступенню
ўсведамлення i
аргументаванасцi

Тэарэтычныя
звесткi
iлюструе
прыкладамi як
з падручнiка,
так i
падабраныя
самастойна

Дакладна
ўзнаўляе
азначэннi
i правiлы

Не дапускае
маўленчых
недахопаў.
<**> Робiць
адзiнкавыя
маўленчыя памылкi,
якiя выпраўляе
самастойна

Заўвагi:
<*> Пералiк маўленчых памылак прыведзены ў частцы "Ацэньванне пераказаў i сачыненняў".
<**> Для вучняў агульнаадукацыйных устаноў з рускай мовай навучання.

Ацэнка пiсьмовых работ


КонсультантПлюс: примечание.
В связи с невозможностью отображения по техническим причинам текст, выделенный в оригинале жирным шрифтом, заключен в квадратные скобки "[...]".


Ацэнка арфаграфiчнай i пунктуацыйнай граматнасцi ажыццяўляецца з дапамогай пiсьмовых работ - навучальных i кантрольных. Пры ацэньваннi пiсьмовых работ вучняў неабходна ўлiчваць памылкi арфаграфiчныя (памылкi ў напiсаннi слоў) i пунктуацыйныя (памылкi ў пастаноўцы знакаў прыпынку).
У пiсьмовых работах вучнямi могуць быць дапушчаны грубыя, нягрубыя, памылкi, якiя паўтараюцца, аднатыпныя арфаграфiчныя памылкi.
Грубымi лiчацца арфаграфiчныя памылкi:
на вывучаныя правiлы: а[т]рэзаў (замест а[д]рэзаў), тра[у]ка (замест тра[ў]ка), збо[ж]а (замест збо[жж]а), сямя (замест сям[']я), пашталён (паштал[ь]ён) i iнш.;
у напiсаннi вывучаных слоўнiкавых слоў: бiблi[а]тэка (замест бiблi[я]тэка), г[i]рой (замест г[е]рой).
Некалькi памылак у адным слоўнiкавым слове лiчацца за адну памылку (к[о]п[i]люш замест к[а]п[я]люш).
Два выпраўленнi на месцы вывучаных арфаграм лiчацца за 1 нягрубую памылку.
Нягрубымi лiчацца арфаграфiчныя памылкi:
пры пераносе слоў (пра-ўда, надвор-'е);
графiчныя памылкi i апiскi (замена адной лiтары iншай - с[п]уп замест с[л]уп, перастаноўка лiтар - [шс]ытак замест [сш]ытак, паўтор адной i той жа лiтары ў слове - м[аа]лы замест м[а]лы, паўтор аднаго i таго ж склада ў слове - прыго[го]жы замест прыгожы, пропуск лiтары ў слове - рабта замест раб[о]та);
адлюстраванне на пiсьме замест лiтар [е], [ё], [ю], [я] iх гукавога значэння ([йа]блык замест [я]блык);
у напiсаннi ненацiскных склонавых канчаткаў назоўнiкаў, прыметнiкаў, асабовых канчаткаў дзеясловаў (датычыцца толькi IV класа). У II - III класах памылкi на пералiчаныя правiлы выпраўляюцца, але не ўлiчваюцца.
Кожная нягрубая памылка лiчыцца за паўпамылкi. Пры вывядзеннi бала няцотная колькасць нягрубых памылак акругляецца на карысць вучня.
Памылкамi, якiя паўтараюцца, лiчацца памылкi ў адным i тым жа слове цi формах аднаго i таго ж слова (б[е]роза, б[е]розы, б[е]розай замест б[я]роза, б[я]розы, б[я]розай). Незалежна ад iх колькасцi яны лiчацца за адну памылку. Паўторныя (грубыя i нягрубыя) памылкi выпраўляюцца ў кожным слове з дапушчанай памылкай, але на палi выносяцца толькi адзiн раз - у першым слове з памылкай.
Аднатыпнымi лiчацца памылкi на адно i тое ж правiла ў розных словах (лы[ш]ка замест лы[ж]ка, ло[т]ка замест ло[д]ка - на правапiс парных звонкiх i глухiх зычных; мiлён замест мiл[ь]ён, пашталён замест паштал[ь]ён - на правапiс раздзяляльнага мяккага знака).
Аднатыпныя памылкi на вывучаныя правiлы, дапушчаныя ў розных словах, лiчацца ў кожным слове асобнай памылкай.
Напiсанне рускай лiтары [и] замест беларускай [i] (i наадварот) выпраўляецца, але за памылку не лiчыцца.
У пiсьмовых работах вучнямi могуць быць дапушчаны грубыя i нягрубыя пунктуацыйныя памылкi.
Грубыя пунктуацыйныя памылкi:
пропуск знака прыпынку ў канцы сказа;
пропуск коскi памiж аднароднымi членамi сказа.
Нягрубыя пунктуацыйныя памылкi:
пастаноўка аднаго знака прыпынку замест iншага ў канцы сказаў, пасля зваротка;
пропуск аднаго знака прыпынку пры выдзяленнi зваротка ў сярэдзiне сказа;
пастаноўка кропкi ў загалоўку тэкста.
Нягрубая памылка адзначаецца на палях наступным умоўным знакам: арфаграфiчная - I (н), пунктуацыйная - V (н).
Пры наяўнасцi ў рабоце 1 - 2 выпраўленняў на месцы нягрубых арфаграфiчных i пунктуацыйных памылак адзнака не знiжаецца; 3 - 7 выпраўленняў - адзнака знiжаецца на 1 бал; больш за 7 выпраўленняў - на 2 балы.

Навучальныя класныя i дамашнiя работы

Пры ацэньваннi навучальных класных i дамашнiх работ, якiя праводзяцца ў пiсьмовай форме, у колькасны паказчык памылак уключаюцца сумарна ўсе арфаграфiчныя, пунктуацыйныя i граматычныя памылкi.

Ацэнка навучальных класных i дамашнiх работ

Бал

Колькасць памылак

1

больш за 7 памылак

2

7 памылак

3

6 памылак

4

5 памылак

5

4 памылкi

6

3 памылкi

7

2 памылкi

8

1 памылка

9

1 нягрубая памылка

10

0 памылак, дапускаецца 1 - 2 выпраўленнi на месцы нягрубых
памылак

Пiсьмовыя кантрольныя работы

Кантрольнымi пiсьмовымi работамi з'яўляюцца: кантрольнае спiсванне, кантрольны дыктант, кантрольны дыктант з граматычным заданнем, кантрольны слоўнiкавы дыктант, кантрольная работа па тэме, тэматычны рознаўзроўневы тэст.
Аб'ём i колькасць усiх вiдаў кантрольных работ па класах рэгламентуюцца Iнструкцыяй аб парадку фармiравання культуры вуснага i пiсьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублiкi Беларусь.
Кантрольнае спiсванне прымяняецца ў I - II класах i ў балах не ацэньваецца.
Кантрольны дыктант - спосаб праверкi арфаграфiчных i пунктуацыйных уменняў i навыкаў вучняў. У якасцi дыктанта выкарыстоўваюцца звязныя тэксты (аўтарскiя цi спецыяльна складзеныя), блiзкiя па тэматыцы i зразумелыя па лексiцы вучням пачатковых класаў. Кожны тэкст дыктанта павiнен быць насычаны арфаграмамi i пунктаграмамi на вывучаныя правiлы. У дыктант уключаюцца простыя па структуры сказы, якiя складаюцца з 2 - 8 слоў. Словы з нявывучанымi арфаграмамi выпiсваюцца на дошку (дапускаецца не больш за 3 такiя словы).
Аб'ём тэксту кантрольнага дыктанта павiнен адпавядаць патрабаванням Iнструкцыi аб парадку фармiравання культуры вуснага i пiсьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублiкi Беларусь.
Пры падлiку слоў у тэксце дыктанта ўлiчваюцца загаловак, службовыя часцiны мовы (прыназоўнiкi, часцiцы, саюзы) i ўсе самастойныя часцiны мовы.

Ацэнка кантрольнага дыктанта

Бал

Колькасць памылак

1

больш, чым на 2 балы

2

0/9 <*>, 1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3,
6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0

3

0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0,
6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0

4

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1

5

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1

6

0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1

7

0/3, 1/2, 2/0, 2/1

8

2 нягрубыя, 0/2, 1/0, 1/1

9

0/1 цi 1 нягрубая арфаграфiчная памылка

10

0/0, дапускаецца 1 - 2 выпраўленнi на месцы нягрубых памылак

Заўвага.
<*> У лiчнiку - колькасць арфаграфiчных памылак, у назоўнiку - пунктуацыйных.

Кантрольны дыктант з граматычным заданнем складаецца з дыктанта i граматычнага задання (не больш за 3 заданнi). У якасцi граматычных выкарыстоўваюцца фанетычныя, марфалагiчныя, сiнтаксiчныя, лексiчныя заданнi i г.д.
За кантрольны дыктант з граматычным заданнем выстаўляюцца дзве адзнакi: адна - за дыктант, другая - за граматычнае заданне. Абедзве адзнакi выстаўляюцца па беларускай мове ў адну графу класнага журнала: 8/7.

Ацэнка граматычнага задання

Бал

Колькасць памылак

1

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 8 памылак, цi выкананы 2 заданнi,
дапушчаны 5 памылак, цi выканана 1 заданне, дапушчаны 2 памылкi

2

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 7 памылак, цi выкананы 2 заданнi,
дапушчаны 4 памылкi, цi выканана 1 заданне, дапушчана 1 памылка

3

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 6 памылак, цi выкананы 2 заданнi,
дапушчаны 3 памылкi, цi выканана 1 заданне без памылак

4

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 5 памылак, цi выкананы 2 заданнi,
дапушчаны 2 памылкi

5

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 4 памылкi, цi выкананы 2 заданнi,
дапушчана 1 памылка

6

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 3 памылкi, цi выкананы 2 заданнi без
памылак

7

Выкананы ўсе заданнi, дапушчаны 2 памылкi

8

Выкананы ўсе заданнi, дапушчана 1 памылка

9

Выкананы ўсе заданнi без памылак, дапушчана 1 - 3 выпраўленнi

10

Выкананы ўсе заданнi без памылак i выпраўленняў

Заўвагi:
1. Арфаграфiчныя памылкi, дапушчаныя ў граматычным заданнi, улiчваюцца ў колькасць памылак за дыктант.
2. Аб'ём тэксту кантрольнага дыктанта з граматычным заданнем скарачаецца на 10 слоў.

Кантрольны слоўнiкавы дыктант праводзiцца з мэтай праверкi засваення правапiсу вывучаных слоў з арфаграмамi, якiя не правяраюцца.

Ацэнка кантрольнага слоўнiкавага дыктанта

Бал

Колькасць памылак

1

8 i больш памылак

2

7 памылак

3

6 памылак

4

5 памылак

5

4 памылкi

6

3 памылкi

7

2 памылкi

8

1 памылка

9

0 памылак, 1 - 2 выпраўленнi на месцы нягрубых памылак

10

0 памылак, без выпраўленняў

Кантрольная работа па тэме (тэматычны кантроль) - спосаб праверкi ведаў, уменняў i навыкаў вучняў па вывучанай граматычнай тэме. Яна можа праводзiцца ў форме тэматычнай кантрольнай работы цi ў форме тэматычнага тэсту.
Тэматычная кантрольная работа павiнна ўтрымлiваць 5 заданняў, якiя ў поўнай меры ахоплiваюць асноўны змест канкрэтнай вывучанай тэмы.
Тэматычны тэст па вывучанай граматычнай тэме павiнен уключаць 5 тэставых заданняў, якiя адпавядаюць пяцi ўзроўням засваення вучэбнага матэрыялу.
На выкананне кантрольнай работы па тэме (тэматычны кантроль) адводзiцца 15 - 20 мiнут урока.

Ацэнка тэматычнай кантрольнай работы



Бал

Аб'ём i правiльнасць выканання задання

Выкананы ўсе
заданнi i
дапушчана

Выкананы
4 заданнi i
дапушчана

Выкананы
3 заданнi i
дапушчана

Выкананы
2 заданнi i
дапушчана

Выканана
1 заданне i
дапушчана

1

больш за
8 памылак

больш за
6 памылак

больш за
5 памылак

больш за
4 памылкi

больш за
3 памылкi

2

8 памылак

6 памылак

4 - 5
памылак

3 - 4 памылкi

2 памылкi

3

7 памылак

5 памылак

3 памылкi

2 памылкi

1 памылка

4

6 памылак

4 памылкi

2 памылкi

1 памылка

без памылак

5

5 памылак

3 памылкi

1 памылка

без памылак

-

6

4 памылкi

2 памылкi

без памылак

-

-

7

3 памылкi

1 памылка

-

-

-

8

2 памылкi

без памылак

-

-

-

9

1 памылка

-

-

-

-

10

без памылак

-

-

-

-

Ацэнка тэматычнага тэсту

Тэматычны тэст ацэньваецца па шкалах ацэнкi тэсту (шкалы 1, 2).

Шкалы ацэнкi тэматычнага тэсту

Шкала 1

Нумар задання

Максiмальная колькасць балаў за выкананне задання

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

 

Сумарны максiмальны бал за выкананне ўсiх заданняў - 30

Шкала 2

Колькасць балаў, атрыманых
вучнямi

Адзнака па дзесяцiбальнай шкале ацэнкi
вынiкаў вучэбнай дзейнасцi вучняў

1

1

2

2

3 - 5

3

6 - 8

4

9 - 11

5

12 - 14

6

15 - 18

7

19 - 23

8

24 - 28

9

29 - 30

10

Кожнае заданне тэматычнага тэсту ацэньваецца па шкале 1. Усе балы падсумоўваюцца. Сумарная колькасць балаў пераводзiцца па шкале 2 у адзнаку па дзесяцiбальнай сiстэме.
Калi заданне выканана часткова, то доля правiльна выкананага задання вылiчваецца ў адносiнах да максiмальнай колькасцi балаў дадзенага задання. Усе балы падсумоўваюцца. У выпадку атрымання няцэлага лiку робiцца яго акругленне ва ўстаноўленым парадку. Сумарны бал пераводзiцца па шкале 2 у адзнаку па дзесяцiбальнай сiстэме.

Ацэнка маўленча-камунiкатыўных уменняў i навыкаў

Узровень валодання маўленча-камунiкатыўнымi ўменнямi i навыкамi праяўляецца ў вучэбнай дзейнасцi вучняў па ўзнаўленнi аўтарскiх тэкстаў i стварэннi ўласных выказванняў на вызначаную тэму, па серыi малюнкаў. Вынiкам дадзенай дзейнасцi з'яўляюцца рознага вiду пераказы i сачыненнi.

Ацэньванне пераказаў i сачыненняў

Пераказы i сачыненнi ў пачатковай школе носяць навучальны характар. Iх ацэньванне праводзiцца з улiкам двух параметраў: а) змест, б) граматнасць.
Змест пераказаў i сачыненняў ацэньваецца з улiкам наступных крытэрыяў:
адпаведнасць тэме i галоўнай думцы;
паўната раскрыцця тэмы;
лагiчнасць i паслядоўнасць выкладу фактычнага матэрыялу;
наяўнасць цi адсутнасць маўленчых памылак.
Зместавымi (тэкставымi) памылкамi лiчацца:
неадпаведнасць зместу тэксту абазначанай у загалоўку тэме;
нераскрыццё галоўнай думкi;
парушэнне лагiчнасцi, паслядоўнасцi развiцця думкi ў тэксце;
наяўнасць маўленчых памылак.
Маўленчыя памылкi - гэта памылкi, звязаныя з парушэннем патрабаванняў якасцi маўлення, яго дакладнасцi, чысцiнi, разнастайнасцi, дарэчнасцi.
Маўленчымi памылкамi лiчацца:
неабгрунтаваны паўтор аднаго i таго ж слова (Кацяня сядзела на дрэве. Кацяня жаласна мяўкала. Кацяня не магло злезцi з дрэва);
неабгрунтаванае ўжыванне побач аднакарэнных слоў (У лесе ляснiк знайшоў рэдкую кветку);
ужыванне слова ў недакладным значэннi (паважны чалавек замест паважаны чалавек);
ужыванне дыялектных i прастамоўных слоў (транвай замест трамвай; лабалаторыя замест лабараторыя);
парушэнне агульнапрынятай злучальнасцi слоў (хварэць грыпам замест хварэць на грып);
няправiльнае ўтварэнне i ўжыванне форм склонаў, спражэння (у кнiге замест у кнiзе, бярэць замест бярэ);
памылкi ў словаўтварэннi (куст ружы змерзнул замест змерз);
парушэнне межаў сказа (У двары дзецi гулялi ў снежкi. I каталiся на санках).
Кожная маўленчая памылка лiчыцца за палову памылкi. Пры вывядзеннi бала няцотная колькасць маўленчых памылак акругляецца на карысць вучня.
Колькасць зместавых i маўленчых памылак улiчваецца сумарна пры выстаўленнi адзнакi за змест пераказу цi сачынення.
Граматнасць пераказаў i сачыненняў ацэньваецца з улiкам наяўнасцi цi адсутнасцi арфаграфiчных i пунктуацыйных памылак. Усе арфаграфiчныя i пунктуацыйныя памылкi выпраўляюцца.
Колькасць арфаграфiчных i пунктуацыйных памылак падсумоўваецца пры выстаўленнi адзнакi за граматнасць.
За пераказы i сачыненнi выстаўляюцца дзве адзнакi: 9/8 (9 - за змест, 8 - за граматнасць).

Ацэнка пераказу i сачынення


Бал


Змест

Памылкi

Змястоўныя i
маўленчыя

Арфаграфiчныя i
пунктуацыйныя

1

Тэкст не завершаны. Тэма i
асноўная думка не раскрыты

Памылак больш,
чым на 2 балы

Памылак больш, чым на
2 балы

2

Тэкст напiсаны, але тэма i
асноўная думка не раскрыты

3/3 <*>, 3/4,
3/5

8/0 <**>, 8/1, 7/2,
7/3, 6/4, 5/5, 4/6, 3/7

3

Тэма раскрыта часткова,
асноўная думка не
прасочваецца

3/0, 3/1, 3/2

7/0, 7/1, 6/2, 6/3,
5/4, 4/5, 3/6, 2/7

4

Тэма i асноўная думка
раскрыты часткова

2/3, 2/4, 2/5

6/0, 6/1, 5/2, 5/3,
4/4, 3/5, 2/6

5

Тэма i асноўная думка ў
цэлым раскрыты

2/0, 2/1, 2/2

5/0, 5/1, 4/2, 4/3,
3/4, 2/5, 1/6

6

Тэма i асноўная думка ў
цэлым раскрыты

1/2, 1/3, 1/4

4/0, 4/1, 3/2, 3/3,
2/4, 1/5, 0/6

7

Тэма i асноўная думка
раскрыты

0/4, 1/0, 1/1,
0/5 <***>

3/0, 3/1, 2/2, 2/3,
0/5, 1/4

8

Тэма i асноўная думка
раскрыты поўнасцю

0/3, 0/4 <***>

2/0, 2/1, 1/2, 1/3, 0/4

9

Тэма i асноўная думка
раскрыты поўнасцю

0/1, 0/2, 0/3
<***>

1/0, 1/1, 0/1, 0/2, 0/3

10

Тэма i асноўная думка
раскрыты поўнасцю

0/0, 0/1 <***>,
0/2 <***>

0/0, 1 нягрубая

Заўвагi:
<*> У лiчнiку - колькасць памылак зместу, у назоўнiку - колькасць маўленчых памылак.
<**> У лiчнiку - колькасць арфаграфiчных памылак, у назоўнiку - пунктуацыйных.
<***> Для вучняў агульнаадукацыйных устаноў з рускай мовай навучання.

Пры наяўнасцi ў рабоце 1 - 3 выпраўленняў на месцы нягрубых памылак - адзнака не знiжаецца; 4 - 7 выпраўленняў - адзнака знiжаецца на 1 бал; больш за 7 выпраўленняў - на 2 балы";
пункт 2.4 изложить в следующей редакции:

"2.4. Оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебному предмету "Математика"

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены требованиями учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету "Математика".
Поурочный контроль осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, математических диктантов, самостоятельных работ и других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях.
Тематический контроль осуществляется посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, а также других методов и средств контроля.

Показатели оценки выполнения устных и практических заданий

Балл

Показатели оценки

1

Узнает отдельные математические объекты (геометрические фигуры,
выражения) при предъявлении их в готовом виде

2

Различает и выделяет отдельные математические объекты при
предъявлении их в готовом виде

3

Распознает и воспроизводит часть учебного материала по памяти.
Выполняет простейшие практические задания по образцу в одно - два
действия

4

Воспроизводит большую часть учебного материала по памяти. Выполняет
простейшие практические задания по образцу с частичной помощью
учителя, не умеет объяснить свои действия

5

Воспроизводит осознанно значительную часть учебного материала.
Выполняет простые учебные задания по образцу, умеет объяснить свои
действия с опорой на схемы и таблицы

6

Воспроизводит осознанно учебный материал.
Выполняет учебные задания по образцу, умеет объяснить свои действия
без опоры на схемы и таблицы

7

Владеет учебным материалом в стандартной ситуации. Выполняет учебные
задания по известным ему алгоритмам, умеет объяснять и обосновывать
способы выполнения практических действий

8

Владеет и оперирует учебным материалом в стандартной ситуации.
Решает учебные задачи, требующие выполнения нескольких мыслительных
операций, умеет быстро исправить свои ошибки и их обосновать

9

Уверенно владеет и оперирует учебным материалом в частично
измененной ситуации (выполняет учебные задания различными
способами), умело пользуется математической терминологией.
Решает учебные задания различной степени сложности, допускает
единичные недочеты, которые устраняет самостоятельно

10

Свободно оперирует учебным материалом.
Свободно выполняет практические задания различной степени сложности
в рамках учебной программы и аргументированно объясняет свои
действия. Применяет знания и умения в новой ситуации (умеет
самостоятельно сконструировать новые способы решения одной и той же
задачи, умеет быстро выбрать нужный способ деятельности)

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К существенным ошибкам относятся:
неправильное выполнение арифметических действий;
неверно найденное значение числового выражения;
нарушение порядка выполнения действий;
неправильная постановка знаков ">", "<" или "=" при сравнении чисел, числовых выражений и величин;
неверный ход решения задачи;
неправильное составление уравнений;
нарушение алгоритма решения уравнения;
неправильное построение геометрических фигур;
грубое отклонение от заданных параметров при построении геометрических фигур;
неверный перевод одних единиц измерения величин в другие;
неправильный ответ или его отсутствие в математическом диктанте.
К несущественным ошибкам относятся:
замена данных в задании (цифры, числа, знака) при условии правильного выполнения задания с измененными данными;
отсутствие наименований в оформлении задачи;
отсутствие ответа или неверно записанный результат при правильном решении.
Каждая несущественная ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество несущественных ошибок округляется в пользу ученика.
Два исправления на месте существенных ошибок приравнивается к 1 несущественной ошибке.
При наличии в письменных работах (обучающих и контрольных) 1 - 2 исправлений на месте несущественных ошибок отметка не снижается; 3 - 7 исправлений - отметка снижается на 1 балл, более 7 - на 2 балла.
Орфографические ошибки во всех видах работ исправляются, но не учитываются при выставлении отметки. Не учитываются также исправления в словах.

Оценка обучающих классных и домашних работ

Балл

Количество ошибок

1

более 7 существенных ошибок

2

7 существенных ошибок

3

6 существенных ошибок

4

5 существенных ошибок

5

4 существенные ошибки

6

3 существенные ошибки

7

2 существенные ошибки

8

1 существенная ошибка

9

1 несущественная ошибка

10

0 ошибок, допускается 1 - 2 исправления на месте несущественных
ошибок

Оценка математического диктанта

Контроль над формированием устных вычислительных навыков осуществляется при проведении математических диктантов. В математический диктант целесообразно включать 10 заданий. При оценивании математического диктанта 2 исправления приравниваются к одной существенной ошибке.

Балл

Количество ошибок

1

более 7 существенных ошибок

2

7 существенных ошибок

3

6 существенных ошибок

4

5 существенных ошибок

5

4 существенные ошибки

6

3 существенные ошибки

7

2 существенные ошибки

8

1 существенная ошибка

9

0 ошибок, 1 исправление

10

0 ошибок, без исправлений

Оценка контрольных и самостоятельных работ

Контрольные и самостоятельные работы составляются из заданий, которые позволяют проверить:
сформированность вычислительных навыков;
умение преобразовывать, сравнивать и выполнять действия с величинами;
умение выполнять задания геометрического содержания;
умение решать задачи.
Контрольные и самостоятельные работы составляются с учетом уровней усвоения учебного материала. Такие работы должны включать 5 заданий. Сложность заданий должна отражать уровни овладения учебным материалом. Данные работы оцениваются по шкалам оценки контрольных и самостоятельных работ (шкалы 1, 2).

Шкалы оценки контрольных и самостоятельных работ

Шкала 1

Номер задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

 

Суммарный максимальный балл за выполнение всех
заданий - 30

Шкала 2

Количество баллов,
полученных учащимися

Отметка по десятибалльной шкале оценки
результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2

2

3 - 5

3

6 - 8

4

9 - 11

5

12 - 14

6

15 - 18

7

19 - 23

8

24 - 28

9

29 - 30

10

Каждое задание письменной работы оценивается по шкале 1. Все баллы суммируются. Суммарное количество баллов переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
Если задание выполнено частично, то доля правильно выполненного задания вычисляется по отношению к максимальному количеству балла данного задания. Все баллы суммируются. В случае получения нецелого числа проводится его округление в установленном порядке. Суммарный балл переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
При выполнении контрольных работ не требуется составления краткой записи (схемы, чертежа), постановка и запись вопросов, запись пояснений к действиям, запись полного ответа.
При оформлении ответа задачи необходимо использовать общепринятые сокращения в записи величин (км, кг, см, дм и др.).
При оценивании каждого задания контрольной работы учитель может на полях выставлять количество полученных баллов за каждое задание и общий балл за всю работу".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

Министр А.М.Радьков
 

blind

Поиск по сайту

priem v shkolu

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 527 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr