Изменения в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Закон разработан в рамках приведения законодательства в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП), Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Правовым актом предусмотрен ряд изменений.
Так, категория лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, дополнилась новой. Это несовершеннолетние, в отношении которых за совершение административных правонарушений применены профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) мер воспитательного воздействия.
Необходимость внесения такого изменения обусловлена следующим.
В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 9.2 КоАП в случае, если санкция статьи предусматривает административное взыскание в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствует доход, к нему применяются только меры воспитательного воздействия.
В результате несовершеннолетние, совершившие одно и тоже правонарушение, находятся в неравном положении в зависимости от наличия либо отсутствия дохода. В предыдущей редакции Закона в отношении первой категории проводилась индивидуальная профилактическая работа, а в отношении второй такая мера не была предусмотрена. Устранение данного пробела поставило всех правонарушителей в равные условия.
Законом определена возможность помещения в специальные закрытые учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения несовершеннолетних, совершивших определённые административные правонарушения, к которым не менее 4 раз в течение года применялись профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) меры воспитательного воздействия.
В данном случае речь идёт о таких правонарушениях, как: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, мелкое хулиганство, распитие алкоголя, занятие проституцией и ряд других.
Следует отметить, что учреждения образования будут проводить индивидуальную профилактическую работу не со всей категорией подростков, совершивших административные правонарушения, либо деяния, содержащие признаки административных правонарушений, а лишь с теми, кто совершил правонарушения, представляющие наибольшую общественную опасность.
Аналогичные подходы применены в перечне административных правонарушений, совершение которых является основанием для проведения с детьми индивидуальной профилактической работы инспекциями по делам несовершеннолетних.
В частности, из данного перечня исключены правонарушения с низкой степенью общественной опсности либо за совершение которых несовершеннолетние к административной ответственности вообще не привлекаются. Например, разведение костров в запрещённых местах, курение в запрещённых местах и другие.
То есть милиция будет осуществлять контроль за несовершеннолетними правонарушителями, совершившими деяния, представляющие реальную опасность для граждан и общества. К ним отнесены умышленное причинение телесного повреждения, управление транспортным средством в состоянии опьянения и другие.
Изложенная корректировка позволит сотрудникам органов внутренних дел сконцентрировать основные усилия на работе с несовершеннолетними, имеющими устойчивое противоправное поведение.
Помощник прокурора
Оршанского района
юрист 2 класса О.Л.Кривоносова