Приложение 3
(скомпилировано из открытых интернет-источников)
9 декабря
Международный день борьбы с коррупцией (на других официальных языках ООН:
(англ. International Anti-Corruption Day, исп. el Día Internacional contra
Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года).
В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней. В резолюции отсутствуют обычные в таких случаях призывы широко отмечать этот день и проводить соответствующие мероприятия.
Коррупция является сложным социальным, политическим и экономическим явлением, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны. Коррупция разрушает демократические институты, замедляет экономическое развитие и подрывает государственные устои. Коррупция поражает основу демократических институтов через искажение избирательных процессов, извращение принципа верховенства закона и создание бюрократических барьеров, единственный смысл которых — это вымогательство взяток. Наблюдается стагнация в сфере экономического развития по причине отсутствия прямых иностранных инвестиций, и малый бизнес в стране часто бывает не в состоянии преодолеть порог «первоначальных затрат», возникших в результате коррупции.
Подписание в 2003 году Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и реализация идеи создания Международной ассоциации антикоррупционных учреждений — это результат глубокого осознания мировым сообществом серьезной опасности, которую таит в себе коррупция. Поддерживая и развивая инициативы по борьбе с коррупцией на национальном, региональном и международном уровнях, Республика Беларусь одним из первых государств-участников ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.
В 1997 году принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», который на протяжении девяти лет служил фундаментом антикоррупционной политики государства.
В 2001 году утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства.
В 2002 году принята первая специализированная Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы. В развитие реализации организационно-правовых мероприятий данной Программы принят ряд законодательных актов антикоррупционной направленности— Законы РБ «О государственной службе в Республики Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности». Изданы Указы Президента Республики Беларусь «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», «О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», а также указ, касающийся дебюрократизации государственного аппарата, упорядочения административных процедур в целях упреждения коррупционных действий государственных служащих и др.
В 2000-2005 годах Республики Беларусь ратифицировала ряд важнейших международных конвенций: Конвенцию ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Выполняя свои международные обязательства, а также учитывая давно назревшую необходимость в выработке новых методов предупреждения и пресечения коррупции, Республика Беларусь принимает меры по дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства.
В июле 2006 года принят новый Закон «О борьбе с коррупцией». Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. В соответствии с Законом, борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.
Борьба с коррупцией в Беларуси, одна из важнейших государственных задач
Коррупция в ХХI веке является глобальной проблемой международного масштаба. Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
С момента обретения Беларусью независимости, коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства. Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В наиболее общем смысле коррупция – использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя: разработку и принятие антикоррупционного законодательства, разграничение между государственными органами их функций и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.
Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
В Законе о борьбе с коррупцией:
· установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
· регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
· содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.
Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Справочно:
В их числе:
· Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;
· Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
· Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
· Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
· Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
· Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»;
· Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
· Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
· Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
· постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
· постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12 «Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»;
· другие правовые акты.
В рамках реализации требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 утвержден Перечень коррупционных преступлений:
· хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
· легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
· злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
· бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
· превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 426 УК);
· незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
· получение взятки (статья 430 УК);
· дача взятки (статья 431 УК);
· посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
· злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).
УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В настоящее время в государстве последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы. Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах, среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение государственных дотаций, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов, др. Выделяются следующие виды коррупции: административная коррупция (намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам); бытовая коррупция (различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи); деловая коррупция (неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса); корпоративная коррупция (межфирменные подкупы работников коммерческих структур).
Следует отметить, что борьба с коррупцией в республике – не кратковременная кампания, а важнейшая государственная задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности. Реализована программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы.
Справочно:
Документ был направлен на решение следующих основных задач:
· мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности;
· обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;
· повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;
· внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;
· рост уровня правосознания и правовой культуры населения, повышение доверия населения к правоохранительным органам и органам государственного управления.
Решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 18.12.2019 № 20 утверждена Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы, в которую по результатам анализа коррупционной преступности, ее структуры и динамики, а также внесенных государственными органами предложений, включен отдельный раздел II «Комплекс мер по борьбе с коррупцией, устранению причин и условий, ей способствующих», содержащий мероприятия организационно - правового, организационно - практического, профилактического и международно-правового характера.
Отметим наиболее значимые из них:
п.п.8.3 - изучение необходимости и определение порядка имплементации в национальное законодательство международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции – требования и рекомендации по применению», который применим для всех организаций независимо от их типа, размера, и характера деятельности, в том числе к государственным органам и организациям, устанавливает требования и дает рекомендации для системы менеджмента, разработанной в помощь организациям для предупреждения, выявления и принятия мер по взяткам [27, с. 5-9];
п.п.9.2 – совершенствование порядка прохождения государственной службы, в том числе: системы подбора, назначения, расстановки, продвижения, стимулирования эффективности работы управленческих кадров и государственных служащих, принятие правил служебной этики;
проработка вопросов: применения процедур тестирования профессионально-деловых и личностных качеств кандидатов на руководящие должности, уровня знаний антикоррупционного законодательства; создания и ведения республиканской автоматизированной базы учета лиц, совершивших коррупционные преступления и правонарушения, а также уволенных по дискредитирующим основаниям; организации систематического обучения управленческих кадров с обязательным тестированием;
рассмотреть возможность создания системы электронного декларирования доходов и имущества;
п.п.9.8 – проанализировать коррупционные риски при осуществлении административных процедур;
п.п.9.12 – изучить вопросы о возможности освобождения взяткополучателей от уголовной ответственности в случае сообщения ими о принятии взятки; введения административной ответственности за нарушения законодательства о борьбе с коррупцией, которые не влекут уголовной ответственности, а также руководителей организаций – за непринятие мер по борьбе с коррупцией;
п.п.9.15 – разработать предложения по изменению законодательства, направленные на защиту лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, от преследования в рамках трудовых отношений, а также безопасности указанных лиц и членов их семей;
п.п.10.1 – организовать системную работу по повышению уровня правосознания обучающихся, в том числе антикоррупционное воспитание в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; проводить обучающие мероприятия в организациях, комиссиях по противодействию коррупции по вопросам закупочной деятельности, изучения требований антикоррупционного законодательства соответственно; вовлекать в процесс формирования антикоррупционного общественного сознания представителей общественных организаций;
п.п.10.3 – для вовлечения гражданского общества в процесс реализации государственной антикоррупционной политики организовать сбор и изучение мнений и предложений по внедрению новых и совершенствованию имеющихся форм и методов профилактики и противодействия коррупции;
п.п.10.4 – обеспечить эффективную реализацию идеологических и просветительских мероприятий, направленных на создание атмосферы нетерпимости к антикоррупционным проявлениям, популяризацию антикоррупционных ценностей (освещение в коллективах и в СМИ фактов коррупции, выпуск социальной рекламы, памяток о коррупции и мерах борьбы с ней, проведение интернет-опросов и др.).
Необходимо отметить, что многие мероприятия, включенные в программу, были предложены органами прокуратуры на основе анализа правоприменительной и надзорной практики, ряд мер профилактического характера уже опробованы на практике и требуют дальнейшего совершенствования.
В проведение указанных и других программных мероприятий вовлечены республиканские органы государственного управления, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, Следственный комитет, Национальная Академия Наук, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, общественные объединения предпринимателей и др.
В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.
Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.
Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.
Главный источник успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, опора на народ и гласность. Вести борьбу с коррупцией следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на установление и ликвидацию причин, ее порождающих.