image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Индекс материала
Ваш ребенок собирается в школу
Здоровье
Хочет ли ребенок учиться?
Воля, дисциплина, самостоятельность
Подготовка к общению
Предпосылки учебной деятельности
Советы родителям
Все страницы

Вопрос о том, готовить или не готовить детей к школе, уже пережил дискуссионную стадию. Мнения учёных-психологов, учителей, родителей, имеющих опыт воспитания, совпадают: да, надо готовить. Надо, ибо объём знаний в школе увеличивается.

Особая ответственность ложится на тех родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения.

Теперь родителей больше волнует вопрос о том, как готовить детей к занятиям в школе. И что вообще входит в понятие «подготовленный ребёнок»? Вот тут-то и наблюдаются крайности. Родители, особенно молодые, имеющие, образно говоря, на одного ребёнка два высших образования, начинают так усердно готовить своё чадо в школу, что, когда наступает 1 сентября, ребёнок не испытывает радости и ожидания, им овладевает отвращение к своеобразным урокам в миниатюре, которые проводились дома, ко всем скучным палочкам и крючочкам, которые мама заставляла писать. И даже ставила за них оценки.

Родителям порою кажется, что если научить ребёнка считать, да ещё до 1000, писать буквы и складывать слоги, то подготовка ребёнка к школе выполнена отлично. Так ли это?

Не отрицая важности умения читать, считать, держать карандаш в руке, мы всё-таки говорим, что это далеко не всё. Более того, это не самое важное.

А что важнее? Что надо сделать в первую очередь, за чем проследить?

Прежде всего – воспитать здорового, крепкого, закалённого ребёнка. Только физически крепкие дети в состоянии справиться с нагрузкой в школе не в ущерб своему здоровью.

В понятие «подготовить ребёнка к школе» входит ещё одна важная забота – забота об общем умственном развитии дошкольника, ибо школа сразу, в первый же день занятий, предъявит свои требования к его памяти, к уровню мышления, к речи.

Всем нам знаком и каждому по-своему дорог такой прелестный период в жизни детворы, который в педагогике получил почти официальное название «почемучек». Вот отсюда и начинается наше активное, обязательное участие в умственном развитии детей. Как важно не отмахиваться от этих «почему», несмотря на всю нашу занятость. Ибо за сегодняшним нашим молчанием в ответ на их тысячу вопросов в день возникает завтрашняя пустота в их общем развитии.

 


 

***

(Здоровье)

Важными показателями готовности детей к школе являются их общее состояние здоровья и физическое развитие. Даже если ребёнок хорошо развит психически и интеллектуально, но при этом подвержен частым простудам, имеет серьёзные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно. Начальный этап обучения, какие бы при этом ни создавались благоприятные условия, сопровождается определённым стрессом для ребёнка. При этом здоровье, если оно слабое, может ухудшиться.

Перед тем, как начать подготовку к школе, нужно обязательно обследовать ребёнка в поликлинике, проконсультироваться с врачом, не забывая, что впереди у вашего ребёнка нелёгкий год.

 


 

***

(Хочет ли ребёнок учиться?)

В последние годы учителя, родители, общественность обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Развитие личности школьника определяется не количеством усвоенных знаний по математике, русскому языку, природоведению, а совокупностью, богатством положительных мотивов, потребностей, интересов, сформированных в ходе обучения. Вот почему, наряду с физическим развитием, состоянием здоровья, важнейшим показателем готовности (социально-психологической, по выражению психологов) является наличие мотивов учения, их содержание и устойчивость.

Мотив – это то, ради чего хочет ребёнок учиться, а не просто ходить в школу. Познавательный интерес является самым действенным мотивом, поэтому начинать его формировать нужно как можно раньше.

Психологи отмечают характерные для старших дошкольников черты, благоприятные для развития мотивации: общее положительное отношение к школе, широта интересов, любознательность, непосредственность, открытость, доверчивость и т.п.

Понимая, какую важную роль играют при обучении мотивы, потребности, интересы, учителю необходимо при первом знакомстве, до начала учебного года, узнать внутренний психологический мир ребёнка. Необходимо подсказать родителям, в чём суть психологической подготовки к школе, что такое мотивы учения, на что направлять интересы будущего школьника.


***

(Воля, дисциплина, самостоятельность)

Безусловно, одного желания недостаточно, чтобы ребёнок хорошо учился. Формирование мотивов неразрывно связано с развитием волевых качеств: настойчивости, выдержки, дисциплины, самостоятельности. Учителя, много лет проработавшие в начальных классах, уверяют, что 35-мин. урок с шестилетками провести гораздо труднее, чем 45-мин. с семилетними первоклассниками. Шестилетние дети в своём большинстве легковозбудимы, подвижны, очень эмоциональны. Они не ждут, когда их спросит учитель, выкрикивают ответ на вопрос, обижаются, когда вызывают другого. Часто ребёнок знает, что этого делать нельзя, но сила желания заглушает в нём разумность. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолётное обдумывание. Утомление, которое нередко возникает на уроке, особенно в первые дни учёбы, повышает эмоциональную возбудимость.

Особенно много хлопот с теми, кто не приучен к самостоятельности. Такие дети требуют помощи буквально во всём: на уроке, в столовой, игровой комнате, спальне, гардеробе. Учителю и воспитателю приходится тратить много усилий и времени на воспитание усидчивости, сдержанности, самостоятельности начинающих школьников.

Как же быть? Надеяться, что с возрастом дети станут степеннее, собраннее, послушней, самостоятельней? Нет! Учитывать возрастные особенности здесь нужно главным образом при выборе средств воспитания. Не закрывая глаза на шалости ребёнка, нужно при этом избегать излишней строгости, постоянных запрещений, наказаний, не принимать активность детей за недисциплинированность. Важно позаботиться учителю вместе с родителями о морально-волевой подготовке детей к школе.

Беседуя с детьми и с родителями, учитель сможет выяснить, как развиты морально-волевые качества будущего школьника, нет ли отклонений в поведении, которые помешают ему хорошо учиться, что поможет избежать некоторых сложностей, если этому уделить внимание ещё до начала учебного года.

Самостоятельный ребёнок легко переживает период перехода от дошкольного образа жизни к школьному. Самостоятельный ученик, получив задание, сразу приступает к его выполнению, не ждёт подсказки или одобрения. В новой ситуации он не теряется, спокоен, в целом легко включается в новую для него учебную деятельность.

В детских садах этой проблеме уделяется много внимания. Дети, не посещающие д/с, требуют особого внимания школы. Для этого при школах и проводятся занятия для подготовки пятилетних детей к школе, где проводятся консультации беседы и для родителей, а у будущих первоклассников учителя воспитывают самостоятельность в поведении, труде, учении.

 


 

***

(Подготовка к общению)

Те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, не стремиться всегда быть первым на уроке и в игре и т.п., нельзя воспитать в узком кругу семьи. Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребёнку нужен определённый социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении и воспитании шестилеток.

Наблюдения показывают, что неумение общаться в классе (даже если оно проявляется вне урока) часто является причиной плохой успеваемости детей. Чтобы предотвратить постоянно возникающие конфликты ребёнка с другими детьми, причём нередко доходящие до драки, нужно тщательно исследовать причины разногласий со сверстниками будущих первоклассников. Задача учителя заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей, воспитателей д/с на важность этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Особенно тонким и трудным делом является воспитание у ребёнка правильного общения со взрослыми.

Дети шести лет в целом очень доброжелательны по отношению ко взрослым, и чаще всего конфликты, негативные проявления бывают спровоцированы поведением взрослых, их требованиями, которые возможно, и справедливы, но неадекватно восприняты ребёнком. И поскольку мы всерьёз озабочены отношениями «учитель – ученик» в современной школе, нужно отчётливо осознать и откровенно признать, что возникает эта проблема в подготовительном классе. Другими словами, речь идёт об авторитете учителя. Как мы убеждаемся, он начинает формироваться ещё до поступления ребёнка в школу, и в ходе подготовительной работы можно повлиять на этот процесс.

 


 

***

(Предпосылки учебной деятельности)

Чтобы быть по-настоящему учеником, успешно учиться, ребёнок должен понимать учебную задачу, т.е. способ деятельности, который предлагает учитель. Для учения необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою работу. Всё это окончательно формируется в самой учебной деятельности, но предрасположенность к их развитию объективно присуща детям старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, чтобы обучать детей, нужно иметь представление о развитии соответствующих качеств конкретно у каждого ребёнка. С этой целью с детьми знакомятся до начала учебного года.

Во время устной беседы проверяется речь ребёнка (связанность, эмоциональность, чёткость, словарный запас), способность ребёнка понимать вопрос и отвечать по существу, не отвлекаясь на постороннее, фонематический слух, логичность суждений; при выполнении практических заданий (рисование, изготовление аппликаций, манипуляция кубиками и геометрическими фигурами) – сенсорное развитие, умение планировать свои действия.

Наряду с этим выявляется исходный уровень первоначальных математических представлений, знание цифр, букв, владение ножницами и др. Но эти показатели не являются существенными.

Учёные и учителя-практики отмечают характерную для шестилеток неравномерность их развития. «Разброс» в уровнях развития шестилетних первоклассников гораздо больше, чем среди семилетних детей. Психологи указывают его основную причину – условия жизни и воспитания. Различия в развитии учебных предпосылок детей очень затрудняют работу учителя. На помощь должны придти родители, развивая у своего ребёнка чувства, мышление, наблюдательность, внимание, память, воображение, практические умения и навыки.


***

(Советы родителям)

Во-первых: следует учить ребёнка ориентироваться в пространстве, чтобы он знал и безошибочно показывал левую и правую руки, понимал, что находится внизу, что – вверху, что над и что под предметом, слева и справа от него. Научите ребёнка определять направления движения, распознавать предметы, сравнивать их по форме, величине и цвету, описывать их словами. Всё это и есть начало логического мышления.

Во-вторых, можно учить считать. Дети пятилетнего возраста без труда складывают и отнимают в пределах пяти, усваивают числа до десяти. Но нельзя делать это под принуждением. Сели обедать- посчитайте тарелки, чашки, ложки. Играете – посчитайте лепестки у цветка, лапы у котика и т.д. В таком возрасте дети учатся руками и глазами. Помогайте им в этом. Запомните важное правило для себя: если у ребёнка что-то не получается, никогда не сердитесь на него, не кричите, а лучше спокойно повторите лишний раз.

В-третьих, учите детей правильно произносить звуки. Предлагайте придумывать слова, где нужные звуки находились то в начале, то в середине, то в конце слова. Если же есть отклонения от норм речи, то незамедлительно обращайтесь к логопеду.

Очень полезно для детей учить наизусть небольшие стихи, песенки: это способствует развитию памяти, речи. Учите малышей воспринимать на слух сказки, смотрите вместе детские телепередачи, а затем обсуждайте их, учите составлять небольшие рассказы по картинкам.

В-четвёртых. Определённые трудности в школе возникают на уроках письма. Это не удивительно: мышцы рук шестилетнего ребёнка очень слабо развиты.

Первая буква, первое слово… как много усилий иногда тратит ребёнок в подготовительном классе, а в тетради появляются только каракули. В чём же дело? Причина в недостаточном развитии, как говорят специалисты, моторики руки. Существует много различных упражнений для развития моторики руки и развития координации движений рук, которые помогут вашему ребёнку избежать трудностей в обучении.

Конкретные советы можно получить у педагогов (учителя и психолога).

И, наконец, уважаемые родители: не пугайте детей школой! К сожалению, в жизни встречается и такое, когда старшие говорят:»Вот пойдёшь в школу – там тебя научат, как нужно сидеть, как вести, будешь в углу ночевать!» Ребёнок уже заранее боится и ненавидит школу и учителя.

Вам нужно понять, что только постоянный контакт с учителем поможет правильно подготовить ребёнка к школе, а вашему малышу облегчит первые шаги по ступенькам познания.

 

Если мы поможем основательно до школы, в школе не будет трудно.
Будет радостно и хорошо в школе вашим детям. А это очень важно.

Методист отдела образования Оршанского горисполкома
Хутская Л.Г.

 

blind

Поиск по сайту

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Посетители на сайте
Сейчас 904 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr