Главное в жизни – это здоровье - нам это с детства нужно
понять!
Здоровье - неоценимое счастье для каждого человека, одна из высших человеческих ценностей, источник счастья, радости и залог оптимальной реализации личности.
Во всём мире ЗДОРОВЬЕ определяется как гармоничное сочетание физического, духовного и социального благополучия. Такой подход к здоровью позволяет правильно оценить себя и использовать все возможности, которыми располагает человек для повышения качества здоровья. Это личное богатство и собственность человека, его оригинальность и неповторимость в первоначальном создании, не существующее само по себе, и не являющееся раз и навсегда данным и неизменным.
Нужно считать мифом стойкое утверждение, что здоровье зависит только от врачей и современной медицины.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения ещё в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):
Факторы обеспечения здоровья:
- генетические факторы — 15-20% (20%)
- состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)
- медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)
- условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).
Забота о здоровье человека - главная задача государственной системы здравоохранения и основной показатель социального благополучия страны, её грамотности и цивилизованности.
Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является основным и актуальным и связан с недопущением ухудшения состояния здоровья школьников, учитывает фундаментальные ценности человеческого бытия, общества и культуры. Приоритетной средой для получения знаний по формированию здорового образа жизни и высокой личной ответственности за сохранение здоровья с раннего возраста ребёнка является деятельность учреждений образования совместно с органами здравоохранения и госнадзора.
Именно детский возраст - это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, формирования ценностного и бережливого отношения к здоровью и умение трудиться над его сохранением, что в дальнейшем в сочетании с обучением школьников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Направления подходов и разработка гигиенических знаний по развитию культуры и этики здоровья школьников включают следующие технологии:
-здоровьеориентированные (здоровьесберегающие и здоровьеформирующие) технологии;
-оздоровительные (физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия);
-технологии обучения здоровью ( информационно - образовательные занятия);
-технологии воспитания культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся с их участием, внеклассные и внешкольные мероприятия фестивали, конкурсы).
Такие комплексные подходы в деятельности учреждений образования по вопросам здоровьесберегающего воспитания учащихся способствуют развитию ценностного этического отношения и ответственного поведения детей к своему здоровью и здоровью одноклассников, и являются основополагающими факторами популяризации здорового образа жизни.
Нельзя сохранить здоровье по частям или оставить на «потом». Поэтому основные принципы здорового образа жизни должны стать частью мировоззрения каждого человека с раннего возраста.
Заведующий отделом общественного здоровья
ГУ «Оршанский зональный центр гигиены и эпидемиологии»
А. Янковская.
.