Всемирный день водно-болотных угодий отмечается ежегодно с 1997 года во всех стран мира. 38 лет назад именно в этот день в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
Основной целью Конвенции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.
Одним из основных условий присоединения к Рамсарской конвенции является создание хотя бы одного Рамсарского угодья на своей территории. Выбор территории осуществляется по сложной системе критериев.
Республика Беларусь – страна особенно богатая водно-болотными ресурсами. Несмотря на интенсивные мелиоративные работы в Беларуси до настоящего времени сохранилось в естественном состоянии значительное количество водно-болотных угодий (около 6,4 % территории страны).
В нашей республике в соответствии с Рамсарской конвенцией охраняется 8 водно-болотных угодий, имеющих международное значение («Споровский», «Средняя Припять», «Званец», «Омальнские болота», «Освейский», «Ельня», «Котра» и «Простырь»). Указанные территории получили признание и включены во Всемирный список наиболее ценных водно-болотных угодий и представлены крупнейшими в Европе низинными болотами («Споровское» и «Званец»), крупными и типичными верховыми болотами Белорусского Поозерья («Ельня» и «Освейское»), комплексом переходных и низинных болот Полесской низменности («Ольманские болота»), а также сложным комплексом болот, лесов и лугов в пойме реки Припять.
В Оршанском районном эколого-биологическом центре прошло мероприятие, посвящённое Всемирному дню водно-болотных угодий. Педагогом дополнительного образования Ковалевич Е.Р. и методистом МезитС.В. специально разработан сценарий устного журнала, посвященный изучению биоразнообразия болот. Ковалевич Е.Р. вместе со своей помощницей Шилковой Марией, постаралась понятно рассказать о Рамсарской конвенции, познакомить детей с ролью болот в природе и жизни человека, с растениями и животными болот.Ребята с интересом посмотрели научно-популярный фильм И. Бышнёва. «Зачарованные болота». Используя наглядный материал, участники мероприятия активно разгадывали загадки, определяли растения болот по их внешнему виду. В интерактивной подвижной игре «Кто кем питается?» ребята постарались выстроить пищевую цепочку из болотных растений и животных. Итоговая рефлексия показала, что устный журнал понравился всем участникам мероприятия, и что болота очень уязвимы. Поэтому их надо беречь, а иногда даже защищать от нерадивых туристов.
Разработанный сценарий был направлен на областной конкурс журналов «Природа и человек в ней», где описанная технология педагогического взаимодействия отмечена Дипломом Iстепени.